Использование системы КОМПАС-3D LT на уроках черчения в Лицее №1557
Рощупкина Елена Владимировна, учитель черчения Лицея №1557
Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Начинается эта подготовка со школьной парты. Учителя, вовлеченные в этот процесс, вынуждены искать новые методы подачи и отработки учебного материала. Эти методы подсказывает сама жизнь, которую невозможно представить без процесса информатизации.
В лицее 1557, где я работаю преподавателем черчения, к образованию детей особый подход. Для достижения высокого уровня подготовки своих выпускников, кабинеты оснащают современными техническими средствами, предоставляющими возможность использования учащимися информационного пространства в полном объеме.
Одна из наиболее важных составляющих подготовки учеников — выявление их способности оперировать пространственными образами, то есть техническое мышление. Возможности для его развития предоставляются в процессе графической подготовки школьников на уроках черчения.
Для меня, как для преподавателя, этот урок любимый и доступный для быстрого понимания, но для многих детей, как выяснилось, совсем наоборот. И причины здесь две. Во-первых, очень трудно мысленно осуществлять операции с объектами. Во-вторых, велики затраты времени и усилия на выполнения качественных чертежей.
Успешное решение этой проблемы пришло шесть лет назад, когда мне предложили познакомиться с программой КОМПАС-3D LT. Компьютерные технологии тогда только входили в учебный процесс, поэтому первые шаги в использовании этой программы мы с учениками делали вместе. Причем, мне во многом приходилось тяжелее, чем детям. Помогал детский энтузиазм, с которым они осваивали систему. И результат не заставил себя ждать. Улучшилось понимание предмета и, как следствие, вырос интерес к нему. В течение последних трех лет в лицее нет не только неуспевающих по черчению детей, но и «удовлетворительная» оценка стала редкостью (качество знаний — 96%).
Помимо повышения уровня обученности по предмету, использование КОМПАС-3D LT дает учащимся знания и навыки, которые потребуются в технических ВУЗах, поскольку КОМПАС полностью поддерживает курс инженерной графики на всех ступенях образования. А также предоставляет новые возможности развития пространственного мышления учащихся, необходимого для успешного освоения целого ряда предметов.
Сейчас соединение КОМПАС-3D LT с традиционными уроками стало для нас естественным. Они дополняют друг друга и дают возможность детям выровнять свою успеваемость. Особенное удовольствие от работы с системой получают мальчики (их в нашем лицее большинство). Ведь для них аккуратность при выполнении и оформлении чертежей дается непомерными усилиями.
Овладение навыками работы с САПР позволяет решить еще одну важную задачу — межпредметные связи. Мы показываем детям предмет (область знаний) не саму по себе, а во взаимосвязи с другими предметами (ИКТ, математика). Поэтому усиливается мотивация учащихся не только по технологии, но и в других областях.
На данный момент нам удается совмещать учебную программу с двумя занятиями в компьютерном классе в триместр. За основу курса мы взяли учебник А.Д.Ботвинникова, В.Н.Виноградова и И.С.Вышнепольского «Черчение» (учебник для 7-8кл.). Задания для практических работ переработаны для лучшей адаптации к компьютерной среде.
Работу мы начинаем в 8 классе со знакомства с системой, основными понятиями и приемами работы в среде КОМПАС-3D LT. Затем, осваиваем геометрические построения на плоскости и выполняем чертеж «плоской» детали, содержащей сопряжения. Получив необходимые знания по аксонометрическим проекциям, отрабатываем формообразование в трехмерном пространстве. Умение оперировать построенными трехмерными объектами, позволяет перейти к выполнению комплексных чертежей. После выполнения задания в КОМПАС-3D LT ученики вычерчивают этот же объект вручную и имеют возможность сравнить процессы. Далеко не для всех легче проходит процесс выполнения компьютерного чертежа, но вот его результат, безусловно, нравится всем. На завершающем этапе первого года обучения ребята выполняют задание на преобразование формы объекта.
Второй год (9 класс) мы начинаем с трехмерного моделирования сложных объектов, имеющих различные конструктивные элементы. На втором занятии в построенных объектах выполняем сечение на модели и построение соответствующего чертежа. После прохождения темы «Разрезы» строим комплексный чертеж с полезными разрезами. Изучение этих тем сопровождается также комплексом небольших заданий и тестов. Продолжаем работу в системе«КОМПАС-3D LT мы на построении болтового соединения. Итоговой работой по курсу является деталирование чертежа. Свободное владение программой КОМПАС-3D LT позволяет лицеистам использовать ее для выполнения авторских проектов и курсовых работ по другим предметам, что улучшает их наглядность и значимость.
Безусловно, использование САПР на уроках черчения ограничено учебными и временными рамками, поэтому мы разрабатываем элективный курс, который позволит детям раскрыть свой творческий потенциал в полном объеме.
Опытом своей работы мы с удовольствием делимся с учителями нашего города на методических объединениях, семинарах и открытых уроках. По многочисленным просьбам преподавателей в прошлом году я проводила курсы «Компьютерное моделирование и конструирование в среде КОМПАС» на базе нашего округа и теперь многие учителя-предметники используют эту замечательную программу в своей работе.