Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)
Талалай Павел Григорьевич, Профессор кафедры начертательной геометрии и графики
Наш вуз в числе первых российских вузов стал использовать в качестве инструмента по курсу машинная графика чертежно-графический редактор (так он тогда назывался) КОМПАС-График. Это было в первой половине 90-х годов прошлого столетия. Тогда были сделаны первые шаги (как преподавателями, так и студентами) в освоении "электронного кульмана" при выполнении двумерных чертежей. Создание двумерных чертежей во многом напоминает процесс ручного черчения, когда вместо карандаша и линейки конструктор использует компьютерную мышь и клавиатуру.
Однако от такого способа создания чертежно-конструкторской документации разработчики САПР уже отказались. Почему? Этот традиционный способ проектирования по многим показателям — скорости выполнения чертежей, наглядности, комфортности и т. д. — оказался менее эффективным, чем так называемое трехмерное моделирование. Широкое использование трехмерного моделирования в инженерной практике привело буквально к перевороту в области проектирования.
Восемь-десять лет назад рынок компьютерного проектирования стали активно осваивать САПР среднего уровня, которые позволяют строить трехмерные модели деталей и сборок. Представителями САПР этой категории являются системы трехмерного твердотельного проектирования Autodesk Inventor, Autodesk Mechanical Desktop, SolidWorks, КОМПАС-3D, Solid Edge, T-FLEX CAD и ряд других.
При выборе программы мы руководствовались, в первую очередь, тем, чтобы "электронный кульман" был удобным, аккуратным и легким в освоении инженерным инструментом, и решили оставить свой выбор на системе КОМПАС-3D, разработанной компанией АСКОН.
Система имеет простой и понятный интерфейс, эффективный и удобный набор управляющих команд, большой список библиотек, а также, что представляется особенно важным, обладает возможностью компьютерного проектирования в соответствии с правилами оформления конструкторской и строительной документации, принятыми в России.
Учебными программами нашего института предусматривается выполнение курсовой работы по предмету «Начертательная геометрия. Инженерная графика» на компьютере при помощи системы КОМПАС-3D. Студентам выдается бумажная копия сборочного чертежа, состоящего из 10-12 уникальных деталей и некоторого количества стандартных изделий. По этому чертежу необходимо:
- выполнить трехмерные модели всех деталей, входящих в изделие, и трехмерную сборку;
- проверить пересечение компонентов сборки;
- выполнить ассоциативные чертежи всех деталей и сборки с простановкой необходимых размеров;
- создать спецификацию.
Работа выполняется по схеме: трехмерная модель — ассоциативный чертеж — спецификация (рис. 1).
Для работы студентов при кафедре начертательной геометрии и графики оборудован дисплейный класс, в котором проводятся занятия, а в свободное время от аудиторной нагрузки студенты занимаются самостоятельно (рис. 2).
Результаты более чем десятилетнего преподавания инженерной и компьютерной графики в Горном институте были обобщены и изданы в виде отдельного учебного пособия (Талалай П.Г. КОМПАС-3D V9 на примерах — СПб.: БХВ-Петербург, 2008. — 592 с.) На дидактических примерах этой книги воспитано уже несколько выпусков горных инженеров-механиков.
Об успехах обучения свидетельствует тот факт, что наши студенты вот уже несколько лет занимают призовые места на региональных олимпиадах по инженерной и компьютерной графике, а в июне 2007 г. проект, разработанный магистрантами I года обучения Евгением Степуком и Александром Кузьминым "Реверс-редукторная передача РРП 6000", занял третье место на Пятом Международном студенческом конкурсе "Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования — 2007". Представленный на конкурс проект состоял из 146 сборочных единиц, 1056 уникальных деталей и 3797 стандартных изделий.